Дорогие мамочки дошколят, педагоги, психологи, доктора! Давайте остановимся на такой важной, на мой взгляд, теме, как возраст, с которого можно отдавать ребенка в школу. В частности, стоит ли идти в школу в 6 лет.
Уже много лет на эту тему идут бесконечные споры. Мне приходилось встречать массу сторонников и противников школы с 6 лет, как среди родителей, так и среди педагогов и школьных психологов.
Особенности детского организма в 6 – 7 лет
Вместе с тем, отдавая ребенка в школу, нельзя не учитывать психофизиологических особенностей детского организма.
К 7 годам у ребенка появляется отчетливо выраженная направленность на школу, включающая:
- положительное отношение к школе;
- заинтересованность процессом обучения и познания;
- интерес к новым знаниям;
- желание стать школьником.
И. В. Имедадзе получила следующее число ответов на вопрос: “Что предпочитаешь, играть или учиться?” — у детей 5–7 лет:
В группе шестилеток 50 % детей предпочитало играть, а 36,7 % — учиться.
В группе 7-летних количество детей, выбирающих учение, составило 60 %, а предпочитающих игру — всего 30 %.

В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается возможность произвольной регуляции деятельности. В 6-7 лет в этой сфере происходит скачок. На этом этапе развития важно участие взрослого, направляющего и организующего внимание ребенка.
Для ребенка-дошкольника предпочтительнее игровая ситуация. В игре, которая для ребенка эмоционально окрашена, моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и постепенно переходит к построению внутренних программ поведения.
Почему родители отдают детей в школу с 6 лет
Родители чаще всего идут на подобную меру по нескольким причинам:
- опасаясь перспективы службы чада в армии (там, где дело касается мальчиков);
- хотят попасть в класс к определенному учителю, из-за чего приходится пойти в школу с 6 лет;
- не хотят «разлучать» ребенка со сформировавшимся еще в детском саду привычным коллективом.
Подводные камни обучения в школе с 6 лет
Многие родители, планируя отдать ребенка в школу с 6 лет, не учитывают особенностей и детской психики, и ее резервов. Преждевременный скачок в первый класс через 1-2 года приводит к развитию неврозов. Ребенок не справляется с учебной нагрузкой, из-за чего снижаются оценки, появляется заикание и энурез, ухудшается сон.
Есть и другие, менее очевидные факты, которые проявляются уже в средней школе. В классе могут оказаться дети, которые по какой-то причине пошли в школу с 8 лет или остались на второй год. То есть эти ребята старше на 2 года, а значит зачастую физически крупнее и крепче. Нередко они начинают задирать бывших «шестилеток». Конфликт затягивается и вот уже подросток не желает идти в школу, прогуливает или «убегает в болезни».

В школу с 6 лет: случаи из практики
На прием к автору статьи в течение 16 лет регулярно попадали дети 8-10 лет по рекомендации педагогов и школьных психологов с неврозоподобными жалобами (страхи, тревога, заикание, снижение успеваемости, разного рода навязчивости, утомляемость и пр.).
При сборе анамнеза было установлено, что большинство детей начали обучение в школе с 6 лет. Как правило, программу 1 класса все эти дети осваивали достаточно успешно.Но со 2-3 класса начинали проявляться все описанные выше жалобы. По результатам обследования (опрос, обследование клиническим психологом, инструментальные исследования) психопатологии выявлено не было. В нескольких случаях имела место астенизация на фоне слишком высоких для детского организма нагрузок.
Достаточно было детям продублировать класс, в котором они обучались чтобы проблемы исчезли без медикаментозного лечения.

Советы родителям, решивших отдать ребенка в школу с 6 лет
Уважаемые родители, если вы все же твердо решили отдать с 6 лет в школу своего ребенка – проверьте его готовность к школе по приведенным ниже нормативам:
- Мелкая моторика (рисование, лепка и т.п.)
- Зрительно-пространственная ориентация (Игра в футбол, пошаговый лабиринт, игра в мяч и т. д.).
- Понятийное мышление (стол бывает…; честность – это… и т. д.).
- Общая осведомленность (где садится солнце, какие дни недели).
- Личностная активность («Что ты будешь делать, если…?»).
- Наглядно-образное мышление. (складывание разрезанных в произвольном порядке картинок)
- Аналогии-сходство («Лимоны кислые, а сахар…»; «Что общего между кошкой и мышкой?»).
- Процесс обобщения и классификации («Стол, кровать, кресло, шкаф – это…»).
- Словарь («Что такое велосипед?») Активный словарный запас – те слова, которые мы употребляем постоянно в обычной жизни. Пассивный словарный запас – слова, которые знаем, понимаем их значение, но мы их не употребляем в обычной жизни. В норме для взрослого – оба словаря употребляются в равной степени.
- Причинно-следственные отношения (последовательные картинки)
- Абстрактное мышление (скрытый смысл пословиц, поговорок, рассказов.)
- Восприятие, опосредованное внимание (нахождение недостающих деталей в рисунках, корректурная проба), память слуховая и зрительная.
- Конструктивное мышление (складывание геометрических фигур по образцу)
- Счет в пределах 20.
- Знание букв, слоговое чтение.
- Психологическая готовность. Доминирует учебная, а не игровая деятельность. Ребенок может довольно длительное время выполнять задания, при контролируемом внимании.
- Мотивация достижения. (Пусть сейчас не все получилось, но я добьюсь результата.)
- Мотивация избегания. (Делается формально, кое-как.) Позиция троечника.
- Соподчинение мотивов – надо и хочу. Иерархия ценностей – определение что важнее.
- Позиция в детском коллективе, умение постоять за себя, найти друзей и т д.
Если затрудняетесь провести оценку самостоятельно – обратитесь к грамотному психологу и проверьте, можно ли в школу с 6 лет именно вашему малышу, или не стоит обгонять паровоз.
От себя добавлю, что трех своих детей я отдала в школу с 7 лет. Разумеется, не все было легко и идеально, но в целом адаптация прошла в соответствии с возрастом.