В.Франкл. Психогигиена людей преклонного возраста

В настоящее время все чаще слышны разговоры о так называемом интенсивном старении населения. Под этим под­разумевается тот факт, что количество людей преклонного возраста постоянно растет, в то время как процент молодых людей в обществе, напротив, снижается. Я не буду здесь подробно останавливаться на тех политических, социальных и медицинских последствиях, которые влечет за собой ука­занный сдвиг процентного соотношения людей различного возраста в современном обществе, а попытаюсь оценить роль психотерапии и психической гигиены людей и поэтому уде­лю особое внимание лечению и профилактике психических заболеваний.

Редко какой-нибудь ответ на простой вопрос так метко попадает в точку, как ответ одной пожилой женщины, которую поместили в приют для престарелых и которую знако­мые, посещавшие ее, однажды спросили: «Скажи нам, чем ты здесь занимаешь свое время?». И в ответ услышали: «Все очень просто: ночью я сплю, а днем хвораю». Что она хоте­ла этим сказать? Да всего лишь то, что пассивное времяпре­провождение есть не что иное, как вяло текущая болезнь. Тот человек, в котором есть хоть малейшее желание не только просто существовать, но и принимать активное учас­тие в жизни, хорошо знает, что одно лишь бытие — в жизни каждой человеческой личности, которая достойна это­го определения, — не может принести ей ни малейшей ра­дости, ни малейшего удовлетворения. Человеческая жизнь, в собственном смысле этого слова, должна быть чем-то боль­шим, чем просто «растительное» существование. Этим я хочу сказать, что всем без исключения людям должно быть свой­ственно стремление к осмысленной жизни, что в каждом человеке заложена с рождения потребность наполнить смыс­лом свое существование.
Когда стремление человека наполнить свое бытие смыслом, сделав свою жизнь полной и содержательной, остается нереализованным, человека начинают преследовать чувства собственной ненужности и пустоты; эта невостребованность в жизни начинает отрицательно сказываться на его здоровье, нарушая основные процессы жизнедеятельности его организма. Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в психологическом смысле занятием, в подавляющем большинстве случаев начинают болеть различными болезнями, испытывают
чувство постоянной слабости и, потихоньку угасая, сравнительно рано покидают этот мир. Хорошо известно и прямо противоположное явление: сознательное бытие людей преклонного возраста, наполненное решениями разнообразных конкретных задач и в высшей степени личных проблем, не только оказывает крайне благоприятное влияние на психическое состояние таких людей, но и позволяет им избежать очень многих заболеваний, что, конечно же, намного увеличивает срок их жизни.

В доказательство этого утверждения я мог бы привести длинный ряд различных историй болезни, но вместо всех этих историй приведу известный случай из области литературы. Давайте вспомним, что великий Гете, находясь в весьма преклонном возрасте, усиленно работал над второй час­тью драматической поэмы о докторе Фаусте. После семи лет напряженнейшей работы он наконец завершил свой труд и поставил свою печать на дописанной рукописи — это было в январе 1832 года. А в марте 1832 года он скончался. Я думаю, что мы не будем слишком далеки от истины, если предположим, что Гете, которому в то время уже исполни­лось 82 года, чувствовал приближение смерти, давно, если можно так выразиться, стучавшейся к нему в дверь. Но он сохранял страстное стремление завершить свое великое про­изведение — и смерть отступила. Точнее сказать, он отодви­нул ее приход — до тех пор, пока поэма, которой ой посва­тал многие годы своей жизни, не была закончена. Напря­женная творческая работа в течение семи лет помогла вели­кому писателю побеждать смерть. После данного экскурса, связанного с историями болез­ней и примером из жизни великого писателя, позволю себе сделать небольшое отступление. Мы часто слышим, напри­мер, что дрессированные животные, выступающие в цирке и выполняющие разнообразные трюки — можно сказать, ре­шающие там поставленные перед ними задачи, — так вот, эти животные живут в среднем намного дольше, чем те их собратья, которых содержат в зоопарках, где они ведут пас­сивный образ жизни.

Но давайте вновь вернемся к людям и попытаемся на основе всего сказанного выше дать практические рекомен­дации. Можно смело утверждать — и это особенно под­черкивал профессор Штранскии, неустанно доказывавший настоятельную необходимость психической гигиены для тех людей преклонного возраста, которые были вынуждены пре­кратить профессиональную деятельность, — что вышед­шим на пенсию людям нужно обязательно дать шанс зани­маться каким-либо другим, важным и полезным делом. В противном случае их так называемое пассивное бытие пре­вратится в медленное умирание. Штранскии убедительно показал, что активная, творческая жизнь людей преклон­ного возраста идет обществу только на пользу. Я могу лишь добавить к его словам, что подобная «востребованная» жизнь этих людей имеет чрезвычайно большое психологическое значение. По моему глубокому убеждению, любая творчес­кая деятельность имеет огромную внутреннюю ценность, наполняя пожилых людей чувством смысла собственного су­ществования вне зависимости от того, сколько именно лет им исполнилось
К сожалению, очень многие люди считают абсолютно недоказанным, что чувство собственной полезности и ра­дость бытия имеют столь важное значение в психологичес­ком смысле. Попробую привести подобное доказательство. Я неоднократно сталкивался в своей жизни со многими случаями, относящимися к рассматриваемой теме, — я го­ворю о психологическом состоянии людей, потерявших работу, об описанном мною выше неврозе безработицы и о связанных с этим неврозом терапевтических мерах.
В 1933 году, во времена мирового экономического кри­зиса, два австрийских психолога — Лазарсфельд и Цейзель — опубликовали в медицинском журнале статью о безработных Мариенталя. В той статье они убедительно показали, какое пагубное, просто-таки разрушительное вли­яние может оказать безработица на психическое здоровье людей. Правда, в конечном счете, эта публикация лишь подтвердила то, что сказал Паскаль триста лет тому назад. В одном из его философских трактатов есть такая фраза: «Ничто так не отравляет жизнь человека, как отсутствие у него задач и целей». При ближайшем рассмотрении это утверждение оказывается столь же справедливым, как и тезис, о котором уже шла речь; правда в  то время как Паскаль говорил о разрушительном влиянии на психику отсутствия у человека жизненных задач и целей, я, продол­жая его мысль, исхожу из того, что не существует ничего другого, что помогало бы человеку преодолевать жиз­ненные трудности, кроме его сознательного стремления служить определенному делу.

В рамках тех исследований, которые я сделал, изучая невроз безработицы, этот тезис полностью подтвердился. Правда, предметом этих исследований были преимуществен­но молодые люди, которые — по причине отсутствия у них работы — находились в состоянии тяжелейшей депрессии. Мне часто говорят, что причина этой депрессии слишком уж очевидна и для этого не нужны никакие исследования. Может быть, это и так, но я хотел бы обратить внимание своих читателей Прежде всего на то обстоятельство, что подобная депрессия никогда не сохраняется так же долго, как и ее видимая причина, то есть безработица, и что ее легко можно преодолеть, не дожидаясь, пока подвернется хоть какая-нибудь работа. Я хочу сказать, что это гнетущее состояние прекращается сразу же, как только юноши (или девушки) начнут заниматься общественно полезной работой, всецело отдавшись этому новому делу, например, в системе народного образования, в общественной библиотеке или в какой-либо молодежной организации. Так или иначе, но к ним в конце концов может вернуться чувство служения лю­дям; они осознают, что отдают свои силы хорошему делу, и больше не будут ощущать себя никому не нужными людьми. Довольно часто я слышу от таких молодых людей следующую фразу: «Да, мы во многом нуждаемся; но это не связано только с деньгами: мы хотим понять, для чего мы роди­лись на этот свет, постичь смысл своей собственной жиз­ни».-Но ведь смысл жизни можно постичь — и это самое главное — независимо от того, как ты добываешь хлеб свой насущный и ходишь ли ты регулярно на службу. И очень многие из тех, у кого постоянно урчит в животе, ибо они по-прежнему не могут найти работу и поэтому питаются очень плохо, все же, несмотря ни на что, сумели найти смысловой стержень жизни и благодаря этому справились со своей депрессией.

Возвращаясь к психологическим установкам, о которых говорил Штранский, могу сказать, что я смотрю на жизнь оптимистично, поскольку я убежден: все люди преклонного возраста в состоянии вернуться к полнокровной жизни и справиться с подкрадывающейся к ним депрессией, и это ни в малейшей степени не зависит от того, имеют ли они опла­чиваемую работу или занимаются общественно полезной де­ятельностью.

Итак, с точки зрения психолога, не слишком важно, мо­лод человек или стар, и если стар, то насколько; гораздо более важен вопрос, заполнены ли его время и его душа тем делом, которому данный человек может посвятить в данный момент свою жизнь; сумел ли человек, несмотря на свой воз­раст, сохранить тягу к радостной, наполненной событиями жизни, ибо, говоря словами поэта, «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». И совершенно не имеет никакого значения, связана ли деятельность человека, дающая ему осо­знание смысла собственного бытия, с денежным вознагражде­нием, или нет; с точки зрения психологов, основополагаю­щим и, можно сказать, решающим является вопрос, который заключается в том, пробуждает ли эта деятельность в чело­веке, несмотря на его преклонный возраст, сильное желание быть — быть для кого-то или для чего-то.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 Комментарии на “В.Франкл. Психогигиена людей преклонного возраста

  1. Я не придерживаюсь правильности вашего безапеляционного заявления о том, что оказывается , когда человек позволяет себе просто жить, не принимая НИКАКОГО участия в жизни социума, занимаясь только тем, что проживает свою жизнь день за днём в повседневных делах своего жизнеобеспечения -то это, оказывается, автоматически обозначает , что его состояние «вегетативно».Не ваш уровень-делать такой вывод, одно то, что, оказывается, (по вашему утверждению), что «любой человек ОБЯЗАН…»-уже говорит о том, что ваши концепции фундаментально смещены в сторону болезненно социализированных личностей, отсутствие работы воспринимающих как потерю жизненного ориентира.Кроме такого рода личностей существуют личности не желающеи подобной социализации вынужденно (семейная либо личная изолированность)или активно(волевой уход от социума), но это НЕ ВЕГЕТАТИВНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ,вам следует без оскорблений относится к выбору или способу жизни таких людей, и без ваших высокомерных и претендующих на истину в последней инстанции высказываний.

    • уважаемая Ника, если бы Вы были чуть внимательнее, то Вы бы заметили, что эта статья размещена в рубрике «Труды классиков», и в данном случае автор не я а известный врач и психолог Виктор Франкл, что видно уже из заголовка статьи. Так что все Ваши нападки по поводу моего уровня и моих взглядов на жизнь не по адресу.
      Лично я тоже далеко не фанат-трудоголик, в настоящее время мне гораздо важнее и интереснее воспитывать моих трех малышей)), чем «претендовать на истину в последней инстанции» — как Вы изволили выразиться))

Добавить комментарий для Ducesse Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>