синдром «эмоционального выгорания»

Н.Н. Лушникова, практический психолог

«Горят на работе» — так говорят о людях, которые активно, с энтузиазмом выполняют свои служебные обязанности, готовые взять дополнительные нагрузки, полны планов (и иллюзий в т.ч.) в профессиональной деятельности. Часто это молодые специалисты, стремящиеся зарекомендовать себя  хорошим компетентным профессионалом.

Но проходит некоторое время, и человека как подменили — не может отдаваться работе так, как это было прежде, появилось безразличие к своим обязанностям и происходящему на работе, эмоциональное истощение  (и изнеможение), ощущение собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенность работой.

Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout) — понятие, которое в 1974 году ввел  американский психиатр Фрейденбергер,  характеризующее проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания —

  • личностный (Содержание труда) — количественные и качественные аспекты работы с пациентами (клиентами), т. е. количество, частота и степень глубины контакта;
  • ролевой (Социально-психологические факторы) - взаимоотношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали и
  •  организационный (Условия работы) — временные параметры деятельности и объем работы (повышенная нагрузка стимулирует развитие “эмоционального выгорания”), отсутствие перспектив карьерного  и личностно-профессионального роста.

Однако в развитии «выгорания» большую роль играют индивидуальные особенности индивида, его тип нервной системы. Стайеры, например, способны выполнять рутинную работу довольно длительный срок, а спринтеры начинают действовать активно и увлеченно, поражают работоспособностью, но быстро «выдыхаются». Задачи, возложенные на человека, не соответствующие типу его личности, выгорание развивается быстрее и глубже.

Однако прослеживаются общие тенденции:

  1. работники со стажем от 1 до 5 лет имеют наиболее высокие показатели по «синдрому выгорания». Сказывается недостаток опыта работы, который приводит к трудностям в общении и психологической дисгармонии, низкая заработная плата и отсутствие  своего жилья, дестабилизирующие организацию профессиональной деятельности и приводящие к развитию высоких показателей симптомов фаз «эмоционального выгорания».
  2. С трудовым стажем от 5 до 15 лет — показатели фаз напряжения имеют тенденцию к снижению. Это объясняется определенным уровнем адаптации.
  3. Наиболее устойчивой к синдрому «эмоционального выгорания» является группа со стажем от 10 до 15 лет. Этот период деятельности связан с достижением определенного профессионального мастерства (в психологии труда данный профессиональный период называют периодом полной и устойчивой компенсации).

Преподаватели,  учителя, менеджеры, врачи (медработники), артисты, школьники, студенты, социальные работники и многие другие специальности и профессии, представители которых по долгу службы должны «дарить» людям внимание и тепло своей души, в большей степени подвержены «синдрому выгорания».

Синдром «эмоционального» выгорания появляется не вдруг, а постепенно последовательно сменяющие друг друга стадии:

1. Невротическая реакция – ухудшение физического и эмоционального самочувствия человека: повышенная утомляемость, снижение умственной и физической работоспособности, раздражительность, повышенная конфликтность.

2. Невротическое развитие -  изменение отношения к работе, формальное выполнение профессиональных обязанностей,  социальная отгороженность.

3. Стойкое изменение личности —  проявляются в форме душевной черствости, циничности, агрессивности, которая  протекает на фоне общего эмоционального оскудения, при котором человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни.

При длительном воздействии организм воспринимает «выгорание»  как стресс, с его характерными симптомами — сердечно-сосудистые нарушения, неврозы, язвы пищеварительного тракта, ослабление иммунитета.

В борьбе с «выгоранием» у человека срабатывают защитные механизмы, выражающиеся в профессиональном цинизме (в особых выражениях и терминах), помогающий избежать разочарований;

физическом и эмоциональном отчуждении, стремлении держать людей на расстоянии, не замечать их физической оболочки, жизненных проблем, душевных состояний;

ритуализации  всегда придерживаться ритуала, заведенного порядка, требовать беспрекословного следования указаниям;

нездоровое самоутверждение или энергетический «вампиризм» — используется момент чужого смущения, страдания, унижения, неудачи, чтобы возвыситься, самоутвердиться, т.к. подавление окружающих становится сильной и продуктивной мотивацией;

употребление психостимуляторов, алкоголя, энергетиков и др., вызывающих привыкание и зависимость разрушающих организм веществ.

Способов снизить  и преодолеть  «эффект выгорания» очень много. Есть целые технологии, которые разработаны на основе индустриально-организационной психологии.  Вот некоторые конструктивные методы:

1.Чаще читать Билль о правах человека – можно повесить на стенку, чтобы всегда был  перед глазами;

2. Конструктивная оценка со знаком «+»:  американский вариант: «Интересная работа! Подобраны факты, сделан их анализ. К великому сожалению, обоснованность выводов несколько недоработана, а также не соблюдены сроки сдачи проекта. Надеемся, что автора ждет несомненный успех в его дальнейшей деятельности. Всего наилучшего!»

3.Активный отдых, дыхательные упражнения;

4. Переключение с одного вида деятельности на другой;

5. Распределение всех своих нагрузок в соответствии с возможностями, вовремя завершать работу:

6. Настрой на позитив, избегание конфликтов;

7. Творческий подход, использование новых технологий и разработок;

8. Смена деятельности, уход в область, которая лежит рядом, где прежние знания, умения, навыки находят новое применение;

9.  Хобби, путешествия, романтические отношения.

10.  Добрый юмор.

Руководителям для профилактики в коллективе можно рекомендовать

  1. Проведение социально-психологических тренингов, деловые игры;
  2. Антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры;
  3. Создание здорового климата внутри коллектива, в котором чувство достаточной эмоциональной поддержки коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса;
  4. Для медучреждений – создание “балинтовских групп”, в которых медработники смогут найти ответы на свои затруднения в профессиональной и личностной сфере.

Профилактика «синдрома выгорания» является важной задачей полноценной гармоничной жизни каждого работающего человека, семья и дети которого должны наслаждаться всеми гранями взаимного здорового общения, понимания, любви и тепла.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>