Дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одной из наиболее распространенных форм минимальных мозговых дисфункций у детей.
Распространенность заболевания по данным российских ученых составляет от 7 до 28 %, по зарубежным данным – от 1 до 18 %. Такой широкий диапазон данных обусловлен в первую очередь отсутствием специфических методов диагностирования.
С точки зрения специалистов ВОЗ основными критериями являются неспособность к концентрации внимания в течение нескольких секунд в любой обстановке, отвлекаемость, выраженная гиперактивность. Российские исследователи включают сюда же импульсивность, трудности в обучении и социализации, агрессивность, непослушание, склонность к делинквентному поведению.
Этиологические факторы :
- Медико-биологические факторы подразделяются на пренатальные, перинатальные, и ранние постнатальные.
К факторам пренатальной патологии относят токсикозы беременных, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности , алкоголизм, курение, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, стрессы, психотравмы испытанные матерью.
К перинатальным факторам можно отнести преждевременные, стремительные или затяжные роды, стимуляцию родовой деятельности, кесарево сечение, обвитие пуповиной с развитием асфиксии.
К постнатальным факторам относятся любые заболевания младенческого возраста с высокой температурой, при которых назначались сильнодействующие препараты. - Генетические факторы - причиной развития гиперактивности с дефицитом внимания может послужить наследственная неполноценность функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность человека.
- Психосоциальные факторы – большую роль играет психологический климат в семье, где подрастает ребенок. Причиной развития СДВГ могут послужить ссоры и конфликты в семье, алкоголизм и наркомании я родителей, а также и гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи» или другая крайность – педагогическая запущенность.(см. Советы родителям)
Клинические признаки СДВГ
- Нарушения восприятия – ребенок неспособен различать право и лево, верх и низ. Недостаточно развито тактильное восприятие, ориентация в пространстве и времени. Ребенок с трудом различает части и целое, в школе отмечаются специфические расстройства учебных навыков – «зеркальное написание букв и цифр.
- Специфическая неврологическая симптоматика - часто обнаруживаются незначительные, но очевидные признаки – нарушения зрения и слуха, леворукость, асимметрия рефлексов, гипер- или гипокинезия, неуклюжесть, нарушена тонкая моторика.
- Нарушения речи и слухового восприятия - афазии, замедление развития речи.
- Нарушения двигательных функций – атетозы, тремор, хореоподобные движения, часты тики, моторная неуклюжесть.
- Нарушения обучения – нарушение навыков чтения, письма, счета, рисования, обведения по контуру. Затруднена организация работы.
- Нарушения мышления – низкая способность к абстрагированию, предельная конкретизация мышления. Слабая кратковременная и долговременная память.
- Физические изменения – обкусывание ногтей, сосание пальцев, неряшливость, легкая утомляемость, часто – энурез и энкопрез (ночное недержание мочи и кала).
- Эмоционально-волевые нарушения - повышенная возбудимость, импульсивность, низкий уровень контроля поведения. Ребенок плохо поддается влиянию и контролю.
- Нарушения сна – у маленьких детей развивается неправильный ритм с на. Сон бывает поверхностным или чрезмерно глубоким.
- Нарушение контактов с окружающими – ребенок с трудом вступает в контакт со сверстниками, недостаточно развита коммуникабельность. Ребенок лучше чувствует себя в маленькой (1-2 человека) группе. Часто бывают агрессивными и дерзкими. Поведение часто не соответствует ситуации, так как ребенок неспособен предвидеть последствий своего поведения. Он не признает авторитетов, что может выражаться в антиобщественном поведении.
- Изменения личности — такие дети обычно очень доверчивы и наивны, в своем поведении часто стремятся подражать старшим детям. Озлобленность и раздражительность быстро сменяются повышенным вниманием к окружающим. Дети трудно переносят изменения, держатся за привычные стереотипы.
- Нарушения сосредоточения и внимания – часто проявляются чрезмерной рассеянностью , неспособностью концентрировать внимание. Отсюда частая моторная и речевая вязкость.
- Результаты психологических исследований – в проективных тестах проявляют показатели, характерные для более раннего возраста.
Как видно из приведенных данных, доминирующими симптомами являются нарушение концентрации и внимания.
При постановке диагноза необходимо учитывать следующие факторы.
- Симптомы расстройства должны проявиться до 8 лет
- Длительность не менее 6 месяцев в 2 сферах жизни ребенка (дома и в школе, детском саду)
- Симптомы не должны проявляться на фоне других заболеваний – шизофрении, задержки психического развития и пр.
- Симптоматика должна вызывать дискомфорт и дезадаптацию.
Прогноз СДВГ благоприятен при условии раннего терапевтического воздействия. Тем не менее такие дети нуждаются в постоянном наблюдении до самого окончания школы.
При отсутствии своевременной коррекции и лечения дефицит внимания с гиперактивностью отмечается в подростковом и взрослом возрасте. Характерной чертой таких людей является социальная дезадаптация, заниженная самооценка, легкая внушаемость, повышенное стремление к контактам, пониженная способность к обучению, неспособность выполнять скучную монотонную работу. Симптомы детского расстройства могут вызывать у взрослого неудачи в карьере и личной жизни. Во избежание этого необходимо выявлять и корректировать это состояние до поступления ребенка в школу.
Хорошая статья, спасибо.
У этих детей проблемы с критичностью, они не всегда могут правильно оценить свое поведение, свои возможности. До 6 лет у них в основном завышенная самооценка, выраженный эгоцентризм. IQ — в соответствии с возрастной нормой (бывает и выше, на уровне одаренности). Низкий уровень произвольного внимания, плохая концентрация и распределения. Мотивационная составляющая слабая.
Спасибо еще раз!
Вам спасибо за дельные комментарии))