дефицит внимания с гиперактивностью

Дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одной из наиболее распространенных форм  минимальных мозговых дисфункций у детей.
Распространенность  заболевания по данным российских ученых  составляет от 7 до 28 %, по зарубежным данным – от 1 до 18 %. Такой  широкий диапазон данных обусловлен в первую очередь  отсутствием специфических методов  диагностирования.
С  точки зрения специалистов ВОЗ  основными критериями  являются  неспособность к концентрации  внимания в течение нескольких секунд в любой обстановке, отвлекаемость, выраженная гиперактивность. Российские исследователи включают сюда же  импульсивность, трудности в обучении и  социализации, агрессивность, непослушание, склонность к делинквентному поведению.
Этиологические факторы  :

  • Медико-биологические  факторы подразделяются на пренатальные, перинатальные, и ранние постнатальные.
    К факторам пренатальной патологии относят токсикозы беременных, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности , алкоголизм, курение, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, стрессы, психотравмы испытанные матерью.
    К перинатальным факторам можно отнести   преждевременные, стремительные или затяжные роды, стимуляцию родовой деятельности, кесарево сечение, обвитие пуповиной с развитием асфиксии.
    К постнатальным факторам относятся любые заболевания младенческого возраста с высокой температурой, при  которых назначались сильнодействующие препараты.
  • Генетические факторы -  причиной развития гиперактивности с дефицитом внимания может послужить наследственная  неполноценность  функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность человека.
  • Психосоциальные факторы – большую роль играет  психологический климат в семье, где подрастает ребенок. Причиной развития  СДВГ могут послужить ссоры и конфликты в семье, алкоголизм и наркомании я родителей, а также и гиперопека, воспитание по типу   «кумир семьи» или другая крайность – педагогическая запущенность.(см. Советы  родителям)

Клинические признаки СДВГ

  1. Нарушения восприятия – ребенок неспособен  различать право и лево, верх и низ. Недостаточно развито тактильное восприятие, ориентация в пространстве и времени. Ребенок с трудом различает части и целое, в школе отмечаются специфические  расстройства учебных навыков – «зеркальное написание букв и цифр.
  2. Специфическая неврологическая симптоматика -  часто обнаруживаются незначительные, но очевидные  признаки – нарушения зрения и слуха, леворукость, асимметрия рефлексов, гипер- или гипокинезия, неуклюжесть, нарушена тонкая моторика.
  3. Нарушения речи  и слухового восприятия -  афазии, замедление развития речи.
  4. Нарушения двигательных функций – атетозы, тремор, хореоподобные движения, часты тики, моторная неуклюжесть.
  5. Нарушения обучения – нарушение навыков чтения, письма, счета, рисования, обведения по контуру. Затруднена организация работы.
  6. Нарушения мышления – низкая способность к абстрагированию, предельная конкретизация  мышления. Слабая  кратковременная и долговременная   память.
  7. Физические изменения – обкусывание ногтей, сосание пальцев, неряшливость, легкая утомляемость, часто – энурез и энкопрез (ночное недержание мочи и кала).
  8. Эмоционально-волевые нарушения -  повышенная возбудимость, импульсивность, низкий уровень контроля поведения.  Ребенок плохо поддается влиянию и контролю.
  9. Нарушения сна – у маленьких детей развивается неправильный ритм с на. Сон бывает поверхностным или чрезмерно глубоким.
  10. Нарушение контактов с окружающими – ребенок с трудом вступает в контакт со сверстниками, недостаточно развита коммуникабельность.  Ребенок лучше чувствует себя в маленькой (1-2 человека) группе. Часто бывают агрессивными и дерзкими. Поведение часто не соответствует ситуации, так как ребенок неспособен предвидеть последствий своего поведения. Он не признает авторитетов, что может выражаться в антиобщественном поведении.
  11. Изменения личности —  такие дети обычно очень доверчивы и наивны, в своем поведении часто стремятся подражать старшим детям. Озлобленность и раздражительность  быстро сменяются  повышенным вниманием к окружающим. Дети  трудно переносят изменения, держатся за привычные стереотипы.
  12. Нарушения сосредоточения и внимания – часто проявляются чрезмерной рассеянностью , неспособностью концентрировать внимание.  Отсюда частая моторная и речевая вязкость.
  13. Результаты психологических исследований – в проективных тестах проявляют показатели, характерные для более раннего возраста.

Как видно из приведенных данных, доминирующими симптомами  являются нарушение концентрации и внимания.
При постановке диагноза необходимо учитывать следующие факторы.

  • Симптомы расстройства должны проявиться до 8 лет
  • Длительность не менее 6 месяцев  в 2 сферах  жизни  ребенка (дома и в школе, детском саду)
  • Симптомы не должны проявляться на фоне других заболеваний – шизофрении, задержки психического развития и пр.
  • Симптоматика должна вызывать дискомфорт и дезадаптацию.

Прогноз СДВГ благоприятен при условии раннего терапевтического воздействия. Тем не менее такие дети нуждаются в постоянном наблюдении до самого окончания школы.
При отсутствии своевременной коррекции и лечения дефицит внимания с гиперактивностью  отмечается  в подростковом и взрослом возрасте. Характерной чертой  таких людей является  социальная дезадаптация, заниженная самооценка, легкая внушаемость, повышенное стремление к контактам, пониженная способность к обучению, неспособность выполнять скучную монотонную работу. Симптомы  детского расстройства  могут вызывать у взрослого  неудачи в карьере и личной жизни. Во избежание этого  необходимо выявлять  и  корректировать это состояние до поступления ребенка в школу.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 Комментарии на “дефицит внимания с гиперактивностью

  1. Хорошая статья, спасибо.
    У этих детей проблемы с критичностью, они не всегда могут правильно оценить свое поведение, свои возможности. До 6 лет у них в основном завышенная самооценка, выраженный эгоцентризм. IQ — в соответствии с возрастной нормой (бывает и выше, на уровне одаренности). Низкий уровень произвольного внимания, плохая концентрация и распределения. Мотивационная составляющая слабая.
    Спасибо еще раз!

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>